Однажды Лидия Николаевна Козлова, вдова поэта Танича, сказала мне с сожалением: "Жаль, что Миша тебя не знал. Он бы тебя полюбил..."
Если бы вы знали, как мне дороги эти слова! Мне и самой часто кажется, что Танич - человек "моей волны", что нам было бы о чем поговорить, за что выпить и о чем спеть.
Но подлая жизнь так устроена, что она разводит людей не только между собой, но и во времени. Хотя что мне мешало раньше зайти в их гостеприимный дом , ведь я сто раз проходила мимо, любила бывать на Тишинке и много лет работала на Красной Пресне рядом?
Что теперь толку жалеть? Зато судьба подарила мне дружбу с восхитительной женщиной - его женой, Лидией Николаевной. Слушать ее можно бесконечно, общение с ней - счастье и божья милость, я не одна я так считаю, двери ее дома не закрываются, к ней идут потоком люди, а стол накрыт ВСЕГДА. Она никого не отпустит без чашки чая, бутерброда и конфет.
Я неоднократно брала у нее интервью. Однажды мы со съемочной группой записывали ее четыре часа: невозможно было прервать удивительный рассказ о жизни с поэтом Таничем. А на канале кто-то из сотрудников поставил не туда флешку - и вся съемка пропала. Как я не померла в тот момент? Долго не могла признаться Лидии Николаевне в чужой халатности, она сама спросила: что-то долго не выходит наш с тобой фильм... Я все рассказала, просила прощения, а она, понимая всю меру моего отчаяния, согласилась повторить интервью еще раз. Думаю, никто из моих героинь на это не пошел бы...
Несмотря на тяжелейшую жизнь ( богато и сытно Таничи жили только последние 10 лет его жизни) , Лидия Николаевна осталась светлым и очень легким человеком. Она редко рассказывает об этом, но вся ее жизнь была СПАСЕНИЕМ Танича. Когда она вышла за него замуж, у него страшно болели отмороженные в лагерях ноги. Лида меняла ему повязки каждый час - но все равно простыни намокали от гноя. Но она нашла врача, мази, набралась терпения, а любовь у нее был безмерная, и вылечила мужа. И таких историй много...
Сегодня, вспоминая Михаила Исаевича Танича, я не могу не говорить о его жене, друге, помощнице, коллеге, подруге, няньке, обожаемой им Лидочке.
Потому что их имена теперь навеки связаны.
Journal information