Мемориальная доска на доме, где жил Суслов, на Большой Бронной висит до сих пор.
Его при жизни журналисты , например, называли "серым кардиналом", а коллеги по Политбюро - "человеком в галошах". Это он измывался над театром на Таганке, лично отсматривал предпремьерные показы спектаклей и - хотел разрешал, а хотел и запрещал. Это он распорядился "рассыпать " в типографии книгу стихов Высоцкого. Его боялся , по-моему, даже сам Брежнев - во всяком случае к нему единственному он обращался по имени-отчеству.
С другой стороны, это был патологически скромный человек, он вел аскетический образ жизни и мог носить одно пальто 30 лет. Такой же личной скромности требовал и от других.
Мне рассказывал коллега, который когда-то писал его биографию: однажды Суслов смотрел хоккей по телевизору. Команде -победительнице вручили новый телевизор. На следующий день директор телевизионного завода был снят с должности только потому. что Суслов спросил:"А что, он собственный телевизор что ли им отдал?" Этого1 было достаточно....
Другая история рассказанная одним известным артистом. Большая группа актеров приехала на праздничные концерты в Ташкент. Отмечалась очередная годовщина республики Узбекистан. На перроне была много людей, в том числе и правительственная делегация из Москвы. Поскольку Михаил Андреевич был чрезмерно скромным да еще и сильно худым человеком, группа приветствия с хлебом-солью-виноградом направилась с почестями к толстому артисту, который , как оказалось, был клоуном. Позже Суслова спросили, какое впечатление произвел на него этот казус. Суслов ответил:"А что, интересно посмотреть, КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ , СО СТОРОНЫ".
И еще один рассказ - на этот раз лидера группы "Машина времени" Андрея Макаревича. Он вспоминал, что во время учебы в архитектурном институте однажды ректора вызвали к секретарю ЦК КПСС Суслову. Тот на подкошенных ногах поехал в Кремль. Оказалось, что престарелый партийный деятель задумался над тем, какой памятник ему поставят после смерти и решил поручить это дело при жизни именно ректору архитектурного института.
Речь Суслова была примерно такой: «Все мы не вечны, к сожалению. Видимо, скоро уйду в мир иной и я. По решению Политбюро мне будет воздвигнут памятник на Октябрьской площади. Постамент предполагается установить в виде колонны из карельского гранита, а на нём будет изваяна моя статуя в мантии и шапочке, что показывает мое трепетное отношение к наукам. Под левым локтем у меня будет книга, символизирующая знания и моё покровительство литературе и искусству. Ну, а вокруг постамента разместятся отлитые из бронзы сцены моей богатой биографии."
Между прочим, весь институт с этого момента занимался благоустройством Октябрьской площади и проектом памятника серому кардиналу. В том числе и Макаревич, который , как и все участники проекта , получил за это премию.
Но на Октябрьской площади поставили памятник другому человеку, а Суслов удостоился только бюста на родине в Ульяновской области.
Интересно, стоит ли бюст там и сейчас?
Journal information