
Анну Ахматову рисовали удивительные художники.В русском изобразительном искусстве существует целая портретная галерея Анны Ахматовой.
Ее рисовал Амадео Модильяни. Правда, из сделанных им шестнадцати рисунков, у Ахматовой сохранился только один, который она хранила как зеницу ока - он висел у нее над кроватью.
В том же 1911 году, когда Ахматову рисовал Модильяни, в Париже она познакомилась с художником Натаном Альтманом. Он не знал о рисунках Модильяни - Ахматова их никому не показывала.
Сначала Альтман одним росчерком сделал дружеский шарж. Потом начались долгие сеансы в мастерской-мансарде на Васильевском острове, где Анна Ахматова жила в студенческом общежитии. Натан Альтман жил неподалеку, то ли в "меблированном доме Нью-Йорк", как позднее вспоминала Ахматова, то ли в меблированных комнатах "Княжий Двор", как вспоминал он сам.
Альтман писал женщину сломленной эпохи- и можно только догадываться о мотивах, заставивших Альтмана переосмыслить образ Ахматовой.
Когда писался этот портрет, Анна Андреевна жила в Петербурге одна, покинув Царское Село и дом Гумилева. Наступил ее окончательный разрыв с Гумилевым, и начиналась как бы другая жизнь, она испытывала чувство нового рождения, и, наверное, еще сама не представляла, какой она будет.
Сеансы, которые проходили в мастерской художника на Тучковой набережной, в «голубой мансарде», впоследствии Ахматова упоминает в «Эпических мотивах»:
...Там комната, похожая на клетку,
Под самой крышей в грязном, шумном доме,
Где он, как чиж, свистал перед мольбертом,
И жаловался весело, и грустно
О радости небывшей говорил.
Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым.
Портрет был окончен в 1914 году. Ахматова очень любила его.
Journal information