А вот история, которую прислал мне мой френд:
«Хотел сварить уху. Мне нужна была мелкая речная рыбешка для бульона и фрагмент семги. На рыбалку было лень тащиться, пошел в «Дикси». С утра субботы народу - полтора покупателя. В рыбном отделе - таджичка. На прилавке рыба есть, но завернута в целлофан, который изнутри покрыт изморозью. Ничего не видно.
Спрашиваю: мелкая речная рыба есть? Есть, говорит, и подает мне пакетик с минтаем. Я возражаю: это не речная. К тому же нужна совсем мелкая. Тётя в недоумении. Пошарила в холодильнике и выложила передо мной смесь морепродуктов.
-Ну, хорошо, - говорю, -а судак есть?
"Это в хозяситивеном отделе".
Тётя, видя моё замешательство, сделала мне ручкой – мол, подождите -и сама сбегала в хозотдел. Принесла... эмалированный судок!
Я собрался уходить, но она кликнула девушку из мясного, о чем-то переговорила с ней и та спросила, улыбаясь, «какой нужен рыба.»
"Нужен мелкий речной. И судак. Или уж, хрен с вами, форель". "Хрен где консервы", - показала она пальцем.
"Вы уху умеете варить?" - спрашиваю у обеих.
Недоуменно переглядываются.
"У вас дома море есть?".
Ответили: нет. "Какой хотите суп?" - все еще надеялась угодить мне "мясная".
Уха, говорю, рыбацкая. Из рыбы.
Девушка что-то прокричала кассиру, та радостно закивала, побежала к полкам, сняла банку и протянула мне. "Уха рыбацкая". Все трое разлыбились - типа угодили, наконец. Из вежливости купил. Дома прочитал состав: минтай, овощи, соль, специи и что-то еще.
Незадолго до этого ездил с приятелем на Савеловский рынок. Зашли в "Сайгон". Юные вьетнамки шустро подают меню, но объяснить, что есть что, не могут, русский - ни в дугу.
Показали на фото какие-то голубцы и сказали, что "фукусно". Уточняю: это мясо? Ясные глаза, понимания ноль. Ласково ущипнул одну девушку за кожу предплечья и объяснил: "Мясо, мясо!". Она пошла на кухню, приволокла сырую куриную грудку и чуть содрала с нее шкурку. Дескать, это хотите?
Ну не сяо ляо?!»
Я ничего не имею против, чтобы приезжие мигранты работали в любых предприятиях Москвы. Но вот, например, в стране Германии ни одного турка, которых там миллионы, не возьмут на работу без отличного знания немецкого языка. Так же в Англии, где полно марроканцев, и во Франции с их арабами...
Тем более на работу, которая требует постоянного общения с населением.
Может быть, пора в Москве открывать курсы русского языка для мигрантов? Как вам эта идея с точки зрения бизнеса?
Journal information