
Риккардо Мути -
один из самых известных дирижеров современности. 20 лет руководил театром Ла Скала. Имеет невероятное количество наград и премий. Является пожизненным почетный директором Венской оперы. От должности художественного руководителя этого театра он категорически отказался.
Попасть на концерт оркестра, которым дирижирует Мути - это редкая удача и великое счастье. Он дирижировал в лучших театрах мира. Но не побрезговал - и привез свой оркестр в маленький Клин, в зальчик на 300 мест, где нет даже гримерок: музыканты выходит на сцену прямо из зрительского фойе. Чтобы им было где переодеться и отдохнуть в антракте, для оркестра заказали большой передвижной автобус, или вагончик, не знаю, как это правильно называется, который припарковался рядом с музеем Чайковского. Там проходит сейчас музыкальный фестиваль в честь юбилея русского гения-композитора.
По иронии судьбы, пресс-конференция итальянского дирижера и губернатора Московской области была назначена на одно время - минута в минуту. Когда об этом узнали журналисты, они трусцой побежали к вагончику, откуда должен был выйти дирижер. Губернатор мог оказаться без прессы... Но опытные сотрудники пресс-службы настоятельно попросили пишущих и снимающих все-таки сначала подойти к губернатору, пообещав, что Мути подождет и выйдет попозже...
Посмотрите, как он отвечает на вопросы - как будто дирижирует.
Какая-то дура спросила его:" Почему для концерта вы выбрали Пятую симфонию Чайковского?" Мути хитро улыбнулся в ответ: "Если бы я выбрал Шестую, то вы спросили - "Почему Шестую?"
Как описать музыку, которую исполнял этот волшебный оркестр? Как передать впечатления от услышанного? Боюсь, что в русском языке нет таких слов. Просто нет....
Разве только Окуджава:
Музыкант играл на скрипке -- я в глаза ему глядел.
Я не то чтоб любопытствовал -- я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки -- я надеялся понять,
как умеют эти руки эти звуки извлекать
из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил,
из какой-то там фантазии, которой он служил?
Да еще ведь надо пальцы знать, к чему прижать когда,
чтоб во тьме не затерялась гордых звуков череда.
Да еще ведь надо в душу к нам проникнуть и зажечь...
А чего с ней церемониться? Чего ее беречь?
Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на путь
и вселяют в нас надежды... Остальное как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
по чьему благословенью я по небу лечу.
Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
справедливей, милосерднее и праведней она.
Булат Окуджава