Есть женщины -
я перед такими преклоняюсь - которые всю свою жизнь посвящают любимому мужчине. И когда он уходит в мир иной, они продолжают служить ему верой и правдой, как будто он живой. Я даже не знаю, хорошо это или плохо для самой женщины, ведьчасто вдовами остаются совсем молодые, которым бы еще можно и человека хорошего встретить, и замуж выйти и даже родить ребенка. Но они сознательно отказываются от всех мирских радостей и служат только одному - ЕГО памяти.
Такова Вера Таривердиева, вдова композитора Микаэла Таривердиева, на 25 лет младше мужа.
Ради любви с композитором она пожертвовала не только своей прежней семьей, но и благополучием сына: мальчику было 13 лет, когда он убежал от матери и отчима и ушел жить к отцу. В дальнейшем отношения матери и сына оставались натянутыми. После смерти мужа Вера создала фонд Таривердиева, проводит конкурс органистов его имени, написала книгу о нем, выступает с лекциями о нем, дает многочисленные интервью...
Точно так же посвятила всю жизнь мужу другая вдова - Нина Александровна Светланова, вдова великого дирижера и композитора Евгения Светланова. Мемориальная доска, фонд его имени, музыкальный конкурс его имени во Франции, корабль и даже планета его имени, не говоря уже о книге воспоминаний, собрании его сочинений и лекций о нем. Мне кажется, что это какая-то особенность психики - жить интересами и творчеством другого человека, полностью в них погрузившись...
Другая категория вдов - женщины, которые после смерти мужа ведут активный образ жизни, работают и воспитывают детей, но больше не выходят замуж - то ли не могу найти замену своему знаменитому мужу, то ли дали себе зарок никогда не выходить замуж, навсегда оставшись знаменитой вдовой. Таких женщин много: Лариса Голубкина, Люба Горина, Лилия Бернес, Юлия Ромашина, Суламифь Смоктуновская - и много-много других вполне достойных женщин.
Есть и третья категория: женщины, которые после смерти великого мужа, снова находят свое женское счастье и живут полнокровной жизнью. При этом они бережно хранят и память о своих знаменитых половинках. Таких - большинство, и лично мне их выбор более понятен, чем судьбы предыдущих перечисленных вдов. Это Лидия Шукшина, Ирина Цывина ( вдова Евгения Евстигнеева), Ирина Круг, Марина Влади и многие другие.
Помнится, великий мудрый Пушкин, будучи смертельно раненным, сказал своей жене: "Храни по мне траур, сколько положено, а потом выходи замуж..."
Journal information