Николай Эрдман - человек -загадка.
Автор одной из самых смешных и невероятно драйвовых пьес "Самоубийца", за которую пострадал - был арестован и сослан в Сибирь.
Недавно читала его переписку со Степановой - увлекательнейшее чтиво, я вам скажу! Ангелина Степанова - актриса МХАТа, благополучная жена режиссера и инсценировщика Горчакова, встретила молодого драматурга Эрдмана у себя дома. Он пришел в гости к известной театральной паре в компании артистов. Степанова не пишет, сразу ли вспыхнула между ними любовь, но это было настолько сильное чувство, что Ангелина Осиповна оставила мужа, ушла " в никуда". Этот роман длился семь лет. Эрдман из семьи не ушел...
"Вы написали антисоветскую пьесу," - то ли спросил, то ли утверждал член комиссии ЦК, который наблюдал за постановкой "Самоубийцы " во МХАТе. Эрдман ответил "Да"...
Его сослали в город Енисейск. А Степанова, к тому времени уже звезда МХАТа, хлопотала перед ответственными работниками ЦК и КГБ о его судьбе. И писала-писала-писала письма.
Эрдман называл любимую Худыра. Она была тоненькая и грациозная. Однажды его спросили, за что красавице актрисе уготовано такое прозвище. Эрдман ответил: "Худыра одна, мною рожденная, она моя сокровенная и вмещает в себя все прелести, которые вы перечислили и много-много других, в этом слове таящихся. Аналогичное по смыслу Худыре русское слово «зазноба» тоже может показаться неблагозвучным». И еще он звал ее Птенчик, который потом превратился в Пинчика.
Николай Робертович Эрдман вовсе не был героическим борцом. После Сибири ( его все-таки освободили благодаря хлопотам многих знаменитых деятелей культуры,в том числе и Степановой) больше никаких пьес он не писал, стал тихим и почти незаметным. Сочинял сценарии фильмов, писал стихи и басни. Сблизился с Таганкой, когда Любимов решил ставить "Самоубийцу". Но постановку так и не разрешили, а Эрдман прижился на Таганке и много сделал для театра. Позже Любимов очень тепло написал об Эрдмане в своей книге воспоминаний...
На одном из капустников в театре на Таганке долго поет Высоцкий. Эрдман в зале. После того как Высоцкий закончил выступление, восхищенный Эрдман спрашивает: «В-олодя, как Вы пишете свои песни?» Высоцкий отшучивается: «Да на магнитофон, Николай Робертович! А Вы?» Эрдман пристально смотрит на него и вздыхает: «А я – на в-ека…»
Journal information