В Венгрии существует
традиция: девушка, которая собирается замуж, обязательно должна испечь собственными руками торт Эстерхази. Если она справилась с задачей и торт понравился семье жениха – девушка могла готовиться к свадьбе. Если нет – прости-прощай.
Торт назван именем графа Пала Эстерхази, известного венгерского дипломата и сладкоежки. В роду Эстерхази все любили сладкое, и его дальняя родственница Агнесса – тоже. Девушка стала в семье аристократов белой вороной – она наплевала на мнение и авторитет семьи и пошла учиться не в дипломатическую школу, в театр оперетты.
Я немного забежала вперед, но когда мои венгерские друзья спросили меня – что связывает торт Эстерхази и великого композитора Имре Кальмана, я не сразу смогла ответить. Это я-то, которая знает творчество Кальмана практически наизусть, все мое детство прошло в Свердловском театре оперетты. Там служил главным администратором отец моей подруги, и после уроков мы пропадали с ней в театре. «Принцессу цирка», например, мы смотрели 32 раза. Я до сих пор могу без запинки исполнить арию мистера Икс «Устал я греться у чужого огня, но где же сердце, что полюбит меня-я-я-я!»
Так вот Агнес Эстрехази была самой большой любовью в жизни господина Кальмана. Он влюбился в нее по уши, до потери сознания, до обморока. Только в таком состоянии и пишутся шедевры, рождается божественная музыка, создаются великие книги и полотна, ставятся спектакли и снимаются фильмы. В период недолго романа и женитьбы на Агнес Кальман написал лучшие свои творения: «Сильву», «Принцессу цирка» и «Марицу». В героинях каждой оперетты он видел только обожаемую Агнес, а Сильва Вареску написана с неё и с её биографии.
Беда в том, что Кальман пытался соединить любовь и быт. Ему хотелось семьи, детей и покоя. А Агнессе хотелось блистать на сцене и быть королевой по жизни. Композитор нашел себе достойную жену в образе русской девушки Веры, которая родила ему детей и была верной женой и матерью до конца его дней. Только одно "но": Кальман в браке с Верой перестал писать музыку. «Фиалка Монмартра» - последнее творение гения на заре отношений с Верой. Про Веру современники так и говорили: она подарила ему покой и отняла талант.
А Агнесса Эстрехази в вихре жизни улетела в творческие дали, играла на сцене, снималась в кино, правда, не очень удачно, выходила замуж, металась по миру , как бабочка.
И даже неизвестно место, где эта бабочка нашла свой последний приют.
Journal information