
Ловлю себя на том,
что не хочу писать с ним интервью. Хочу его слушать и слушать. Скучаю, когда долго его не вижу или не слышу. Поэтому звоню иногда и прошу: «Иван Сергеевич, поговорите со мной!»
Иван Бортник – фантастический актер. Редкого дара импровизации, редкого дара додумать и в конечном счете создать роль от начала до конца. Так было в фильме «Место встречи изменить нельзя»: в сценарии о его герое Промокашке сказано было лишь : «Появился парень в шестиклинке». Все остальное он придумал сам, все реплики, мимику, одежду, эту небрежную сигаретку в углу рта, Мурку, в конце концов, которую спел под аккомпанемент героического Шарапова. И вот ведь запомнился не меньше, чем Шарапов и Жеглов.
В «Родне» у его героя Вовчика тоже не было слов, режиссер Никита Михалков велел придумать роль от начала до конца, от гармошки до этого назойливого рефрена «Марусь, Марусь…» Получилось гениально.
Его восемь раз выгоняли из Щукинского училища. За плохое поведение, за что ж еще! За взрывной характер, за нарушение режима, за опоздания. Каждый раз спасал Педагог – Владимир Абрамович Этуш. Видел в нем не только талант, но и неординарную личность. Это так важно в актере – Личность! Сколько сейчас прекрасных актеров играют на разных сценах. Назовите мне личность? То-то….
Я говорю с ним и не могу наговориться. Он иногда на меня злится. За то, например, что я не смотрела спектакль «Мать», где он играл Павла Власова. «Что ты в это время делала, что? – грозно спрашивает он меня, - Под столом пешком ходила?» Зато я смотрела «На дне» и помню его монолог с отчаянным воплем-вопросом: «Человек- это звучит гордо!» За Сатина я прощена и беседа льется дальше.
Высоцкий ведь тоже не мог с ним наговориться, Бортник знает поэзию, как редко кто, он читает стихи наизусть и помнит даже те, которые читал на вступительных прослушиваниях в театральный институт. Высоцкий его ценил не за то, что он был хорошим партнером на сцене и за бутылкой, вдвоем они, кстати, не часто пили, а за счастье общения, за это «не могу наговориться», за его широкое сердце, за порядочность, редкую в актерской среде.
Ах, Ваня, Ваня Бортник! - тихий сапа.
Как я горжусь, что я с тобой на "ты"!
Как жаль, спектакль не видел Паша,
Павел, Римский папа –
Он у тебя б набрался доброты.
Journal information