Этой чудесной
коллекции картин Карла Брюллова мы обязаны потомку художника Андрею Львовичу Каткову. Катков – праправнук старшего брата Брюллова Александра - всю жизнь собирал картины своего знаменитого предка, покупал на аукционах, у коллекционеров, в музеях. Увлечение коллекционированием началось с «Портрета аббата»- считается, на что на портрете изображен служитель лютеранской церкви на Невском проспекте, которую братья Брюлловы строили и украшали.
Одним из самых интересных портретов на выставке является парадный портрет «Дама у рояля». Искусствоведы считают , что на нем изображена жена художника Эмилия Тимм, дочь рижского бургомистра. Брюллов познакомился с ней весной 1838 года, и именно к этому времени относится сей замечательный портрет.
Брюллов женился поздно, в 40 лет и не был счастлив в браке. Эмилия поразила его своей красотой. Но это было скорее восхищение художника, творца, чем мужчины, мужа. Брюллов говорил о ней своей сестре безо всяких романтический чувств и воздыханий: «Посмотри, сестра, что за прелесть! Совершенный идеальчик! Только этот идеальчик надо поскорее под одеяльчик».
У этого идеальчика имелся и свой немаленький секретик. Подростком ее склонил к сожительству отец, тот самый рижский губернатор Федор Тимм. Он был против брака дочери, после свадьбы потребовал, чтобы дочь оставалась жить в его доме. А Брюллов должен был оплачивать ее содержание и изредка приходить в гости. Когда Брюллов застукал жену в объятиях отца, разразился грандиозный скандал, вмешался даже царь Николай Первый. В итоге супругов развели, списав неудачный брак на плохой, вспыльчивый характер художника.
Откуда все это известно современникам – непонятно, ведь желтой прессы тогда не было. Брюллов больше не женился, говорят, что долгие годы его связывали романтические отношения с графиней Юлией Самойловой, которая по совместительству работала его натурщицей.
На выставке ее портрета нет, но дела это не меняет – Карла Брюллова надо смотреть обязательно!
Journal information