Анастасия Цветаева, сестра знаменитой поэтессы,
написала о Марине Цветаевой пронзительные, искренние, яркие воспоминания. Сестры были очень близки и в юности много времени проводили вместе. Они и замуж вышли практически одновременно и детей родили с разницей в три недели… Но воспоминания Анастасии Ивановны интересны не только фактами истории ее гениальной сестры, но и собственной судьбой, запутанной, сложной, трудной, как и вся ее почти столетняя жизнь.
Был в жизни Аси момент, когда она, как ей казалось (а, может, так оно было на самом деле), влюблена сразу в двух мужчин. После развода с первым мужем молодая женщина с маленьким сыном на руках находилась в депрессии, чувствовала себя одинокой и брошенной. Маврикий Минц появился в ее доме случайно, пришел с кем-то из друзей, и стал ходить каждый день – подолгу разговаривал с Асей. Она вспоминала, как они с Мореком врастали в друг друга постепенно, как уходила из ее души горечь и пустота. Они стали жить вместе. Венчаться не могли – Маврикий был евреем, креститься ему не позволяла набожная семья. А когда Ася забеременела, она вдруг узнала, что ее друг, ее бывшая любовь Николая Миронов отправился на фронт и просил разрешения писать ей письма. Письма эти были полны любви и воспоминаний, и в Асе снова проснулась прежняя любовь. Морик знал и о письмах, и о раздвоенных чувствах Аси. И что больше всего меня поразило: когда Миронов приехал на побывку и попросил о встрече, Ася рассказала об этом мужу. «Я люблю его и люблю вас. Что мне делать?» Минц ни на секунду не задумался: «Ехать!»
Дальше всего складывалось трагически безысходно, Ася уехала с Мироновым, заболела, ее ссадили с эшелона, за ней приехал Минц, увез, выходил, спас ее и будущего ребенка. Ася мучилась, Минц готов был покончить с собой… Кому интересно, тот прочитает. Вскоре Ася потеряет и Минца ( он умер от скоротечного перитонита) и сына, рожденного от него…
Но вот вам вишенка на торт: Маврикий Минц – тот самый человек, которому Марина Цветаева посвятила свое ставшее культовым стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…» Да-да! Анастасия Ивановна вспоминает, что когда первый раз Маврикий увидел Марину, он смотрел на нее с восхищением, не в силах отвести глаз. И еще неизвестно, что бы было, если бы первой Минц встретил не Асю, а Марину…
На фото: единственная фотография Маврикия Минца, он стоит слева от Сергея Эфрона. Сидят: Марина Цветаева с дочерью (справа) и Анастасия Цветаева с сыном.
Journal information