
Я сразу решила,
что на этот спектакль я не пойду. После того, как посмотрела снимки с премьеры – похвалила себя за осмотрительность. А уж когда прочитала рецензию нового автора Дзена ( «Критик злобный, но справедливый», всем театралам рекомендую!) еще раз похвалила себя за прозорливость.
Хотя пьеса Александра Вампилова «Старший сын» - одна из моих любимейших. Она стоит в одном ряду с «Варшавской мелодией», «Моим бедным Маратом» и «Сказками Старого Арбата» - вершинами советской драматургии.
Вампилов только на первый взгляд кажется «легким» автором. Да и правда – диалоги прописаны, сюжеты выстроены, действия не затянуты. Но на самом деле все пьесы Вампилова – кровоточащие раны, хотя и написаны с легким юмором, а действие непременно происходит в провинции.
Удача, что фильм «Старший сын» поставил Виталий Мельников – один из самых тончайших наших режиссеров. Он умел в своих фильмах поднимать банальную жизненную ситуацию до шекспировских высот ( «Здравствуй и прощай», «Начальник Чукотки», «Выйти замуж за капитана», «Отпуск в сентябре» и др.). Повезло драматургу Вампилову, что именно Мельников взялся экранизировать две его лучшие пьесы.
А вот спектаклю – премьере театра имени Маяковского – не повезло. Режиссер Анатолий Шульев , наверное, сам был двоечником в школе, если считает, что студента Бусыгина может играть 38-летний актер Алексей Дякин, который, к тому же, выглядит лет на 10 старше? Или он двоечник и учится в институте уже 20 лет, или он обманывает не только Сарафанова, но и нас, зрителей?Сарафанов, судя по всему, стал главным провалом спектакля. Потому что актерское амплуа еще никто не отменял, и Игорь Костолевский, как ни ряди его в тряпье, никуда не может деть свой аристократизм и героико-любовное амплуа. Вслед за Станиславским хочет крикнуть знаменитое: «Не верю!»Режиссер, когда брался за такую пьесу, наверное, понимал, что вольно или нет, спектакль будут сравнивать с фильмом Мельникова. Значит, должен был поставить и подобрать артистов так, чтобы спектакль получился хотя бы не хуже фильма. Не может быть, чтобы в Москве да и в театре Маяковского не нашлось артистов на роли Сарафанова и Бусыгина. (С ходу на роль Сарафанова могу предложить великолепного актера театра имени Моссовета Владимира Горюшина). А на роль Бусыгина вообще позвать студента театрального вуза – как это сделали в Табакерке с «Ревизором» - и не прогадали!
В общем, это тот редкий случай, когда «не видел и не рекомендую».
Фотографии Сергея Петрова

Journal information