Ирина Александровна, дорогой мой человек…
Много лет назад я впервые переступила порог Музея имени Пушкина, чтобы взять интервью у его директора, Ирины Антоновой. Узнав о том, что я - провинциальная девочка, Ирина Александровна решительно повела меня смотреть музей.
Не знаю, почему она в этот день не спешила.
Мне просто повезло.
У картины «Девочка на шаре» Пикассо я расплакалась от обрушившихся на меня впечатлений. Антонова обняла меня за плечи и шепнула: «Это тоже одна из моих любимых работа». Я и интервью потом назвала: «Девочка на шаре».
А вообще-то она специализировалась на европейской живописи эпохи Возрождения, знала ее на зубок, любила ее безмерно. Эта тема когда-то сблизила ее с аспирантом ИФЛИ Евсеем Розенбергом. Он поженились и прожили вместе 60 прекрасных лет, омраченных лишь болезнью сына Бориса.
Антонова – удивительный человек, потрясающая женщина. Это ее заслуга: Музей изобразительных искусств имени Пушкина стал крупнейшим музеем мира и стоит в одном ряду с Лувром, Метрополитен, Прадо… Это благодаря ее усилиям мы смогли увидеть Уорхола, Марка Шагала, Сальвадора Дали, Билла Виолу, Йозефа Бойса... И Пикассо, конечно, Пикассо, которого она привозила в Москву, начиная с 1956 года, из разных коллекций мира. Несмотря на то, что министерство культуры совсем не одобряло все эти новомодности и неоднократно пыталось ставить палки в колеса. Но мировой авторитет директора музея был так высок и настолько непоколебим, что ни министры, ни политбюро не решились запретить эти выставки.
Мы с ней проговорили больше двух часов. Несмотря на то, что практически все живописные шедевры я видела только в альбомах, я все-таки немножко была подкована, и Ирина Александровна это оценила.
Я потом спросила ее: со скольки лет, по ее мнению, надо начинать водить ребенка в художественный музей. Она, не задумываясь ответила: «Как можно раньше!»
Сына я привела в Пушкинский в 5 лет. Внука – в 3.
Спасибо вам, Ирина Александровна!
Journal information