Как надо любить женщину, чтобы оставить ее портрет ( вместе со своим, конечно) на фасаде церкви, которая построена была , собственно, в ее честь? Это я все еще под впечатлением от увиденной (не первый раз, но каждый раз, как первый) церкви Владимирской иконы Божьей Матери в Быково. Архитектурный шедевр архитектора Баженова, но речь сейчас не о церкви, а о том, какие шедевры рождает любовь…
Михаил Михайлович Измайлов – личность в русской истории приметная. Генерал-майор, тайный советник, кавалер ордена святого Александра Невского. Его выделяла императрица Елизавета Петровна, к нему благоволил император Петр Третий… Екатерина Вторая, которой он помог совершить государственный переворот, осыпала его всеми возможными знаками благодарности: он командовал всеми стройками московского кремля, был предводителем московского дворянства. И самое главное – императрица познакомила его со своей внучатой племянницей, фрейлиной ее величества – Марией Александровной Нарышкиной. Екатерина хотела, чтобы этот брак свершился. Но свершился не только брак – свершилась великая любовь. Измайлов влюбился страстно и на всю жизнь. Он так боготворил свою Мариюшку, что переименовал село Быково, которое, кстати, тоже даровала ему императрица, на Марьино. (Позже, уже после смерти обоих, селу вернули прежнее название).
После смерти любимой жены, после двадцати лет безоблачного счастья, Измайлов решил построить храм памяти Марии на месте старой деревянной церкви в Быково. Нет никаких документальных подтверждений, что автором храма стал архитектор Василий Баженов. Но Михаил Михайлович крепко дружил с архитектором еще со времен своей работы в московском строительстве и был куратором строительства усадьбы в Царицыно ( она не была достроена), стиль и рука Баженова чувствуется в каждой башенке этой необыкновенной церкви.
На фронтонах церкви западной и южной сторон Измайлов велел разместить двойные портреты с женой ( один портрет в молодости, другой постарше). И это, кстати, единственное изображение Марии Александровны Нарышкиной, никакие живописные ее портреты не сохранились.
Храм буквально парит над землей, до сих пор захватывает дух у всех, кто приезжает сюда полюбоваться на творение Баженова.
Journal information