belan_olga (belan_olga) wrote,
belan_olga
belan_olga

Category:

Мольер зашел на Фонтанку


Первым делом после спектакля «Кабала святош» в Молодежном театре на Фонтанке в Санкт-Петербурге, я перечитала пьесу Булгакова и все, что случилось вокруг нее за ее  почти столетнюю историю ( пьеса написана в 1929 году).  На сегодня в  моем личном театральном рейтинге ( а я все-таки пытаюсь не пропускать особо значимых театральных премьер) «Кабала» в постановке Семена Спивака уверенно вышла на первое место. Причем с большим отрывом от остальных.
Пьеса Михаила Булгакова «Кабала святош» имеет судьбу не менее драматическую, чем судьба главного героя его пьесы – господина Мольера. Первым ее отказался ставить Ленинградский большой драматический театр – это случилось после отвратительного выступление в прессе другого драматурга - Всеволода Вишневского.
Пьесу приняли во МХАТе. Но даже гений Станиславского не разглядел в ней подлинной глубины: выдающийся режиссер считал, что в пьесе хорошо показана личная трагедия Мольера и совсем не показана его профессиональная деятельность. Булгаков же переписывать или менять что-то в пьесе отказался категорически.
Репетиции затянулись на 4 года, пьесу, в конце концов, поставил другой режиссер, она прошла на сцене МХАТа всего 17 раз – при полных аншлагах. Но тут подоспело публичное выступление донос другого Всеволода – Мейрхольда.  Михаил Афанасьевич потом вспоминал: «Особенную гнусность отмочил Мейерхольд. Этот человек беспринципен настолько, что чудится, будто на нем нет штанов. Он ходит по белу свету в подштанниках».
Не считая запрещенной после 17 спектаклей постановки в МХАТе, при жизни писателя пьеса больше никогда не ставилась в России.
А между тем эта выдающаяся и , возможно, лучшая пьеса Булгакова. Она о том, что мучает каждого мало-мальски творческого человека: отношение творца и власти. И сколько бы сам Булгаков не утверждал, что политика его интересовала меньше всего, а только личное одиночество художника, тема противостояния с властью мучила его всю жизнь, и он не мог промолчать. Может ли художник творить независимо и свободно? Конечно, нет. Должен ли он искать покровительства короля, быть его шутом, заискивать перед ним? Конечно, да. Ведь иначе ему не дадут работать! Наступит ли за это расплата? Да. Обязательно!
И вот главный вопрос: какова цена этой расплаты?
К сожалению, чаще всего – сама жизнь.

Об этом спектакль Семена Спивака. Всё в  нём прекрасно: постановка, свет, музыка, костюмы. Не говоря уже об актерах. Сергей Барковский в роли Мольера достиг каких-то новых совершенно немыслимых высот. Он задает планку такой высоты, которой , кажется, никто достичь больше не сможет. Но это не про труппу Семена Спивака. В этом спектакле нет маленьких ролей, и все актеры демонстрируют такой ансамбль, игру такой силы, которые теперь редко где встретишь.
Я не умею и не берусь писать рецензии. Могу только вослед за Гоголем сказать: «Ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!»
Tags: взволновало, классики, культурный шок, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Бумбараш не получился

    Валерий Золотухин сидел вверху на колосниках и усмехался…. Так казалось мне во время спектакля «Страсти по Бумбарашу»…

  • Когда режиссер встречается с актрисой

    Елена Яковлева поразила в новом спектакле «Современника», который так и называется «Театр». И хотя на программке…

  • Когда Орфей спустился в ад...

    Одно из самых первых и самых сильных моих театральных впечатлений - спектакль Свердловского драматического театра "Орфей спускается в…

promo belan_olga november 17, 2009 15:39 6
Buy for 100 tokens
В этом блоге можно разместить вашу рекламу на любую тему. Блог ЖЖ имеет более 1 млн. просмотров ежемесячно, а еще есть не менее популярная страница в Фейсбуке. Все вопросы направляйте на почту: belan.olgak@gmail.com подробности ТУТ
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments